13:32 Зачем Узбекистану афганская железная дорога? | |
В конце октября 2009 года государственная железнодорожная компания Узбекистана выиграла тендер правительства Афганистана на строительство участка железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф протяженностью 75 километров. А в конце ноября проект стоимостью 129 миллионов долларов утвердило узбекское правительство. Строительство начнется совсем скоро и завершится в 2011 году. Протяженность будущей ветки довольно мала – всего 75 километров. Однако эта дорога имеет очень большое значение для Афганистана. Через речной порт Хайратон на реке Амударья проходит почти половина импорта этой страны и значительный объем гуманитарных грузов, поэтому ввод в строй новой железной дороги позволит существенно увеличить грузовые перевозки. Идея строительства такой железнодорожной линии не нова. Презентация проекта строительства 80-километровой железной дороги из Термеза через Хайратон в Мазари-Шариф, включенного в план США по восстановлению и модернизации транспортных магистралей Афганистана, прошла в августе 2004 года во время визита в Ташкент министра иностранных дел Афганистана Абдулло Абдулло. Американцы были заинтересованы в том, чтобы связать Афганистан с развитой транспортной инфраструктурой Узбекистана – тогда еще главного стратегического союзника США в Центральной Азии. В свою очередь, Узбекистан также высказывал заинтересованность в создании трансфаганского коридора для выхода через Мазари-Шариф, Шиберган, Герат и Кандагар к международным морским портам Ирана и Пакистана. Тогда же в сотрудничестве с американскими компаниями были подготовлены технико-экономические документы проекта. Но дальше дело не пошло. Но в мае 2005 года грянули печально известные «андижанские события», на несколько лет отдалившие вчерашних стратегических партнеров друг от друга.
С тех пор прошло пять лет, но Узбекистан интереса к проекту не потерял. Более того, он не терял зря время и со своей стороны хорошо подготовился. В частности, с 2001 года узбекские компании вели строительство 223-километровой железнодорожной ветки Ташгузар-Байсун-Кумкурган в обход территории Туркменистана. Трасса общей проектной стоимостью 447,1 млн. долларов связала центральные области Узбекистана через Гузарский хребет с южной Сурхандарьинской областью и вывела железнодорожные магистрали страны на Термез. Линию ввели в строй в августе 2007 года. Таким образом Узбекистан подготовил свою железнодорожную инфраструктуру для будущей интеграции с будущей первой железной дорогой Афганистана.
Узбекские власти оказались крайне терпеливыми. Почти 2,5 года, с лета 2007 года по январь 2010 года, они ждали решения вопроса по строительству участка Хайратон-Мазари-Шариф. При этом у узбекской стороны уже имелись наготове строительные мощности, задействованные на линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган. Речь идет в первую очередь о путеукладчиках и другой строительной технике, закупленной Узбекистаном в 2001 году на льготный кредит Японского банка международного сотрудничества (JBIC) в размере 156 млн. долларов. Интерес Узбекистана активно подогревался Пакистаном. В декабре 2003 года Исламабад заявил, что готов начать строительство 170-километровой ветки от пакистанского приграничного города Чаман до афганского Кандагара - самого крупного города на юге Афганистана. Однако политическая нестабильность в Пакистане стала главным тормозом осуществления инфраструктурной идеи. Если Узбекистан отремонтирует двадцатикилометровый участок железной дороги между Термезом и Хайратоном (а контрактом по проекту Хайратон-Мазари-Шариф это предусмотрено), то оба участка железной дороги - Термез-Мазари-Шариф и Чаман-Кандагар - станут важнейшими этапами в создании Трансафганского международного транспортного коридора. А Узбекистан превратится в крупнейшую во всем регионе перевалочную базу транзитных грузов. «Бизнес-сторона здесь нормальная», - считает эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. – «С одной стороны, чем больше путей сообщения между двумя соседними странами, тем лучше. Отказ от строительства коммуникаций выглядел бы для Узбекистана неразумно, ведь он еще и зарабатывает на этом деньги. Что касается Афганистана, то для него - чем больше денег будет вкладываться в инфраструктуру, тем лучше. Есть надежда, что по этой дороге будет осуществляться и торговая деятельность». Но вот то, насколько эта торговля потребует именно железной дороги, а не автомобильной, - вызывает у эксперта большой вопрос. «Если, предположим, когда-нибудь в будущем наступит стабилизация, Афганистан неизбежно будет вынужден торговать с внешним миром. Но железная дорога предполагает торговлю в больших объемах. В этом плане для Афганистана более важен Китай, и то, насколько узбекское ответвление будет потом соединено с железными дорогами Китая».
По мнению посла США в Ташкенте Ричарда Б.Норланда, Узбекистан должен существенно выиграть от сотрудничества с Афганистаном в экономическом плане. Железная дорога от Хайратона до Мазари Шарифа в перспективе может стать «выходом для всех стран Центральной Азии к морю, к рынкам и к портам Южной Азии», - считает он. Согласна с американским дипломатом эксперт РИА «Новости» и «Ферганы.Ру» Санобар Шерматова. «Здесь решаются две задачи: с одной стороны, осуществление военно-технических поставок, а с другой – цели чисто коммерческие. И я думаю, эта двуединая задача будет выполнена». На севере Афганистана, считает эксперт, есть проекты, которые могут быть решены именно с участием Ташкента. «Север Афганистана изначально был зоной влияния Узбекистана, как во времена СССР, так и после обретения независимости. Северные районы Афганистана – Шиберган, Мазари-Шариф – были буферной зоной: генерал Дустум работал, скажем так, в тандеме и под контролем узбекских властей и старался оберегать эту часть Афганистана от военных действий, не допуская туда талибов. Эти северные территории, граничащие с Узбекистаном и Таджикистаном, были самыми спокойными в Афганистане, и афганцы там жили лучше, чем на юге, где все было разрушено войной». Ташкент понимает, что экономическая помощь северу Афганистана поможет ему сохранить стабильность у своих границ. И это, по мнению Санобар Шерматовой, для Узбекистана сегодня - задача номер один. По словам международного обозревателя московской газеты «Время новостей» Аркадия Дубнова, Узбекистан был главной опорной базой советской интервенции в Афганистан, особенно на первом ее этапе, и кажется вполне естественным, что и для США Узбекистан тоже становится одной из таких основных опорных баз. «Договоренность между Вашингтоном, Ташкентом и Кабулом о том, что Узбекистан получает контракт на строительство фактически первой в Афганистане железной дороги, кажется естественным продолжением планов, которые строились еще в советские времена. Именно тогда предполагалось продолжить в Афганистан железную дорогу из узбекского Термеза через мост Дружбы над Амударьей».
Узбекистану очень выгодно быть главным подрядчиком этого проекта со всех точек зрения: и с экономической, и с политической. «Для Ташкента это хорошая возможность и заработать, и усилить свое влияние на северные регионы Афганистана», - считает известный эксперт по Центральной Азии. «Интересно, что Узбекистан имеет контракт не только на строительство железной дороги. Ташкент претендует на участие и в строительстве автомобильной дороги от Герата до Кандагара», - делится своими данными эксперт. «Что касается преимуществ, которые получат США, то они тоже кажутся очевидными: во-первых, дешевая узбекская рабочая сила, во-вторых, строительные материалы и инфраструктура, которые будут обеспечиваться Узбекистаном. Американцам проще построить эту железную дорогу узбекскими руками, и дорога эта будет весьма эффективна для доставки американских грузов в центр Афганистана через перевал Саланг», - говорит А.Дубнов. С другой стороны, после того как все постсоветские государства Центральной Азии дали свое «добро» на организацию сухопутного «коридора» НАТО по своей территории, многие специалисты заговорили о том, что боевая активность талибов может перекинуться на север Афганистана, чтобы ударить по новым транспортным маршрутам. Может быть, активное включение Узбекистана в партнерство с Западом по Афганистану только нарушит безопасность региона и поставит сам Узбекистан под угрозу проникновения террористов? Как с сожалением отмечает посол США в Узбекистане Ричард Норланд в недавнем интервью ташкентскому журналу «Экономическое обозрение», северная сеть транзита, в самом деле, может оказаться целью для террористов. Но Штаты не намерены бросать своих партнеров в беде. Надо полагать, узбекские рабочие, занятые на строительстве 75-километровой железнодорожной ветки Хайратон – Мазари-Шариф, будут находиться по надежной защитой войск НАТО. «В НАТО, и не только в НАТО, ситуацию воспринимают очень серьезно», - говорит посол Норланд, подчеркивая, что страны Запада, воюющие в Афганистане, «занимаются решением этой проблемы». Таким образом, очевидно, что реализация масштабных экономических и политических амбиций Ташкента зависит, в первую очередь, от ответа на вопрос, удастся ли партнерам по антитеррористической коалиции сохранить в северном Афганистане должную стабильность. | |
|
Всего комментариев: 0 | |